/ Новости / Экономика |
Заместитель генерального директора Группы «Илим» по Северо-Западным активам о достижениях и упущенных возможностях филиала в Коряжме
– Александр Анатольевич, хотелось бы услышать от вас оценку итогов 2012-го.
– Начну с того, что нам не удалось. Мы не ввели в эксплуатацию, как планировали, комплекс нового производства офисной и офсетной бумаги, в который вложено восемь миллиардов рублей. Пусковые операции начались с отставанием на два-три месяца. Но я бы не назвал отложенный пуск провалом, скорее это – упущенная возможность 2012 года.
Давайте обратимся к ситуации на рынке. В прошлом году наблюдался относительный рост российского сегмента, а европейский не восстановился до сих пор. Остатки всех видов продукции ЦБП в портах и на складах крупных дилеров прирастали вплоть до августа. Затем началась тенденция к снижению остатков. Мы к этой тенденции относимся осторожно: не говорим пока о росте цен, но прогнозируем рост готовности покупать. И полагаем, что благодаря оживлению рынка во второй половине 2013 года увидим рост цен, в первую очередь, на целлюлозу. Рынок бумаг восстанавливается, как правило, чуть позднее – через 3-6 месяцев. И это будет благоприятное время для запуска новой линейки продукции.
– То есть, рынок дал вам своеобразную фору?
– Можно было, конечно, лечь костьми и запустить новую бумагоделательную машину в ноябре, но сегодня работали бы с нулевой рентабельностью или с ограничением мощностей. У нас же – другие планы: на 45 день от момента пуска пройти квалификацию, то есть встать со своей бумагой в когорту мировых лидеров и больше из нее не выходить. Поэтому «начать-остановиться», «запуститься, а потом прекратить производство», «начать квалификацию, а потом отменить ее» – мы этого делать не хотели. Наша задача – запуск, разгон, начало квалификации, получение квалификации и мы – на рынке такие, какими хотим себя видеть.
Я оцениваю БДМ-7 как машину лучше новой
– Недавно от Пола Херберта мы узнали историю его взаимоотношений с «семеркой». А ваша оценка – какова будет эта машина?
– Я слышал много разных мнений по поводу машины. Давайте сочтем мое заявление официальным – как человека, знающего этот вопрос и его подоплеку от а до я.
В своей практике мне приходилось видеть машины, которые были построены в девятнадцатом веке, и они до сих пор работают. Как ни странно, эти машины сделаны в Германии. И их никто не считает старыми.
Мы купили и привезли сюда только те части БДМ, которым, как говорится, сносу нет. Станины, балки, стойки, сушильные цилиндры, направляющие, основу сеточного стола, кронштейны, крепления валов и валиков для сеточного стола, прессовой и сушильной частей. Они, по самым скромным оценкам специалистов, будут работать еще сто лет.
Что сделали заново? Это новейшие наисовременнейшие системы теплорекуперации и технологической вентиляции, абсолютно новый, сделанный по последнему слову техники напорный ящик, самая передовая на сегодня система регулирования и управления качеством бумажного полотна, самая последняя разработка от компании Меtso системы управления всей машиной.
Повторюсь, остов машины, ее скелет, ее опора – действительно, уже использовались, работали в двух местах. И это говорит о запасе прочности и транспортабельности машины. А то, что купили заново, обеспечит безусловное лидерство и высочайшее качество готовой продукции. Как специалист и профессионал, я оценил бы БДМ-7 как машину лучше новой.
– Строительство нового комплекса стало бесценным опытом?
– Безусловно. И этот опыт еще не раз пригодится нам.
Давайте вспомним, что последняя машина, сопоставимая с БДМ-7, в России была запущена в 1986 году в Светогорске. Событию больше четверти века, давно ушли люди, которые это делали. Честно говоря, если бы не наши польские коллеги, которых «Илим» привлек на монтаж как основной костяк, мы, может быть, до сих пор не смонтировали бы БДМ. И это надо признать с большим сожалением.
В наших проектных институтах, как показала жизнь, практически не осталось специалистов, которые понимали бы БДМ от начала до конца. И могли бы ее реально спроектировать, реально прочертить и самое главное – понимать, что все, что они разработали, будет таким, как хочет заказчик.
Сложным был выбор строительных фирм, потому что у российских компаний отсутствует опыт возведения крупных промышленных объектов по современным технологиям… Это – негативный опыт.
Позитивный – наши люди быстро учатся. Мы мобилизовали всех, кого можно, не только в Коряжме, но и в Архангельской области, привезли людей из Санкт-Петербурга и Москвы. По динамике работы, по результатам наших российских партнеров видим, что они прибавляют с каждой неделей. Если не растерять эту динамику, то шансы вырастить высокопрофессиональных, ничем не уступающих иностранцам специалистов у нас есть.
На пусконаладочные работы на машине в последние недели стали привлекать специалистов с комбината: этим людям машину обслуживать. Мое личное впечатление – наши ремонтники, киповцы, электрики – очень достойно выглядят на фоне иностранных специалистов. Это значит, что нам удалось сохранить школу Котласского ЦБК. Человек, работающий на нашем комбинате, имеет марку профессионала очень высокого уровня. Это действительно бренд.
Хочу отметить и петербургскую компанию «Омега». Наученные горьким опытом общения со строителями, мы долго выбирали себе подрядчика. «Омега» работает по самым современным стандартам, ценно, что в руководстве только российский состав. Если пройти по машине сегодня и обратить внимание на материалы, которые использовались в отделке, видно, что строительная отрасль шагнула вперед. Это тоже неоценимый плюс. Здание для БДМ, к примеру, на 90 процентов сделано из российских материалов, по качеству не уступающих импортным аналогам, и сделано все это руками россиян по самым передовым технологиям.
Своих людей в вынужденный отпуск не отправим
– Но однако информационный фон, на котором все это происходит, не самый позитивный. Соломбала, Кондопога, Сегежа, Байкал, масса других комбинатов, которые испытывают серьезнейшие трудности. Как чувствует себя в этих условиях Коряжма?
– Обозначу две вещи, которые позволяют нам чувствовать себя очень уверенно, и за что я благодарен нашим сотрудникам. Все эти годы мы достаточно активно работали с затратами. Есть интересная западная методология, классифицирующая предприятия, в том числе и в ЦБП, исходя из уровня техники, технологии, даты постройки, вложенных средств и так далее. В ней определены четыре квартиля: очень хорошо, средне, удовлетворительно, плохо. Каждый делится еще на четыре части. Эта шестнадцатиразрядная конструкция позволяет установить место и уровень предприятия. Комбинат в Коряжме – в первой четверти второго квартиля. Это означает, что по затратам на производство одной тонны товарной продукции в России он безусловный лидер, в остальном мире – солидный, успешный середняк.
Понимаем ли, сколько нам надо сэкономить, чтобы встать в одну линейку с абсолютными лидерами ЦБП? Да, понимаем. Например, на таком заводе, как наш, при производстве такого же объема продукции такого же качества можно тратить на 12-20 млн долларов меньше, чем сейчас, – и это не теоретическое изыскание, а подтвержденный мировой опыт. Это и станет нашей задачей на ближайшие годы.
Но и достигнутое позволяет нам крепко стоять на ногах и быть абсолютно выигрышными по отношению к таким предприятиям, как Кондопога и Соломбала. Своих людей в вынужденный отпуск не отправим. За эти годы мы стали более сильными и более гибкими. Если уж нас что-то прижмет, то мы, может быть, прогнемся под этим весом, но не сломаемся – абсолютно уверен.
Вторая часть вопроса – это качество продукции и наши контакты с покупателями. Я сам, вся дирекция по продажам и достаточно большое количество людей с комбината – постоянно встречаемся с потребителями. Тема одна: что будет с рынком в ближайший период, чем качество нашей продукции не удовлетворяет наших клиентов и что надо делать, чтобы оставаться в тренде?
Мы должны расти
– 31 декабря в 18.01 Коряжма выдала миллион сто тысяч тонн товарной продукции. Что вы испытали, узнав об этом?
– Я узнал об этом в 18.05. Чувство гордости, как бы ни тривиально это звучало. И, в первую очередь, потому, что, выдав миллион сто, мы не сделали ничего ненужного – вся продукция законтрактована, продана и сейчас вывозится с комбината.
Миллион сто – это не последний рубеж... Как в конце 2012-го отметили президент Путин и премьер Медведев, пора переходить от антикризисного управления к управлению развития. Если ежегодно не прирастать на 5 процентов, не будет результата, который позволит каждому из россиян достойно жить сейчас и обеспечить плацдармы для будущего. Поэтому еще одна составляющая, на которой стоим, – мы должны расти.
В принципе, мы каждый год свои проценты выдаем: в 2010 году – миллион, 2012 – миллион сто. И задача 2013 года – прирастить не меньше тех же пяти процентов. Это логика экономики, это логика бизнеса, потому что иначе будем проедать себя. А там уже недалеко и до Соломбалы...
– В 2007 году не все извлекли уроки из кризиса. И сегодня все на что-то жалуются: кому-то не помогло государство, кому-то помешало вступление в ВТО. Вы не привели ни одной из этих причин, которая могла бы реально повлиять на развитие комбината…
– Нам никто не мешал. Это правда. И мы не ждем каких-то льгот или субсидий, потому что в понимании Группы «Илим», если ты занимаешься бизнесом, то должен отвечать за то, что ты делаешь, и должен не приспосабливаться, но быть в соответствии с той средой, которая тебя окружает. И те вызовы, которые возникают, надо преодолевать. Или в противном случае надо уходить с этой работы.
Это действительно XXI век
– В Красноборске во время заседания постоянно действующего совещания по социально-экономическому развитию юга области, которое шло под вашим председательством, я увидела, как реинвестируются средства бизнеса в жизнь маленького района, и это произвело колоссальное впечатление, как заметили, в том числе и на вас.
– Скажу больше, мы нашли возможность помочь главе района дополнительными средствами, о которых он просил на встрече. Потому что увидели, насколько грамотно и эффективно используются деньги, которые были выделены району по линии благотворительного фонда «Илим-Гарант». С одной стороны, у главы – желание делать, строить, улучшать, создавать что-то новое, абсолютно искренняя забота о людях. С другой – рациональное, грамотное, профессиональное использование денег, которые ему дает вырубка леса. Желание помочь такому руководителю есть всегда. И есть возможности.
Участники совещания увидели в Красноборске новый технический центр, построенный нашим лесным филиалом. Раньше люди ремонтировали технику по пояс в снегу или по колено в грязи, лазили под машиной под дождем или в мороз. А сейчас – пригоняешь лесозаготовительную технику и ставишь ее на ремонт в теплый современный бокс – это действительно XXI век. И этим тоже можно гордиться.
Красноборск был пилотным проектом. И теперь подобным образом ремонтная база будет обновляться по всем районам присутствия Группы «Илим».
– Можно ли Коряжме рассчитывать на восьмую машину?
– В планах восьмая машина есть. До апреля мы должны хорошо поработать, чтобы доказать совету директоров, что слов и денег на ветер не бросаем. В апреле планируем вынести на совет директоров проект инжиниринга по восьмой машине, чтобы получить одобрение и разрешение на проведение изыскательских и проектных работ, а в августе при благоприятном стечении обстоятельств – разрешение на строительство БДМ-8.
В европе нас бы уже не закрыли
– Есть еще один момент, который интересует наших читателей. Это верно, что благодаря многолетней системной модернизации комбинат вышел на международные экологические стандарты?
– Расчетные экологические значения, применяемые в российском природоохранном законодательстве, не всегда коррелируют с западными. Но я готов подписаться под тем, что за последние 15 лет мы снизили в разы, а по некоторым показателям – на порядок сбросы и выбросы. Если взять расчетные показатели удельных загрязнений на тонну выпускаемой продукции, то в Европе наш комбинат уже никто бы не закрыл, а европейское законодательство – одно из самых строгих.
Кстати, хорошую оценку нашим проектам дали люди, проживающие в Красноборском районе. Они отмечают: вода в реке стала чище. Это ли не показатель нашей работы?
– На форуме сайте tk-online прочла: «раз машина Позднякова постоянно стоит возле заводоуправления, значит, на седьмой все плохо и ему самому приходится рулить пусконаладкой»…
– Пусконаладкой не рулю, но есть какие-то вещи, которые нужно делать при моем непосредственном участии. Сейчас наступил такой период, когда любая мелкая недоговоренность, маленькая задержка дают эффект в геометрической прогрессии. Сегодня ты сделал что-то на час позже – через неделю это выливается в потерю целого рабочего дня. Вот это уже недопустимо. Сейчас рука на пульсе и все под контролем.
Мой коллега Брайан Макдональд, который запускает «Большой Братск», сейчас также находится в Братске. Пока запускаем машину – а это направление главного удара – сидеть в кабинете в Санкт-Петербурге не в моем характере.
Теги: бизнес
Читайте также:
|
Однажды передо мной стоял выбор, старая (подержанная) машина или новая и обе были иномарки. Одна (старая) уже прошла обкатку, была надежна, запасные части не очень дорогие и была снята с производства. А другая была новая, но недостаток - подороже. Вы насколько я знаю разбираетесь в машинах. Мой выбор как и Ваш пал на новую, т.к. на старой был кузов и все остальное, что еще могло послужить долго, но вот ходовая и двигатель в скором времени потребовали бы капитальных вложений. Новая иномарка лучше старой иномарки!
П13.02.13 в 09.13
|
Камаз на "Париж-Дакар" и Камаз на "Виледь-Коряжма". Как говорят в Одессе - две большие разницы.
KaChalov12.02.13 в 23.08
Обновление 20.06.17 16:30 от bstyle
Обновление 01.03.15 21:38 от muxa
Обновление 10.05.14 23:58 от KaChalov
Обновление 28.04.14 10:54 от KaChalov
KaChalov:
В прошлом году жители нашего города отметили 40-летие легендарного Треста № 6. Конечно, повторить темпы строительства Коряжмы тех лет уже не удастся никому. И не нужно это. В те годы Коряжма росла, как 15-летний подросток. Сейчас необходимо поддерживать форму. И все шансы, что город не одрябнет, не захиреет есть.
29 июня 2015
29 июня 2015
KaChalov:
Решение суда наконец-то поставило точку в «деле о хозфекальной трубе», подтвердив, что все в том уже далеком 2008 году администрацией города и лично главой города было сделано правильно.
22 августа 2014