Кто-то из мыслителей прошлого отметил – «своим делом человек должен заниматься так, словно помощи ему искать негде». Мне думается, что эта фраза как нельзя лучше характеризует прошедший год для нашего города. Оглядываясь назад, кажется, что город не жил, а готовился к не случившемуся концу света.
Началась свистопляска в январе прошлого года, когда Валерия Елезова стали обвинять в том, что он обещал сдать больницу в 2008, 09, 10 годах, а сдал этот 20-летний долгострой только в 2011 году.
Сообщения в городских СМИ балансировали между пред- пост- выборными новостями и стройкой БДМ-7. Возьмись через десяток лет кто-нибудь восстанавливать хронологию событий прошлого года в Коряжме по газетным заголовкам, то ему наверняка увиделась бы следующая картина – первую половину года думали о том, кого выберут главой города, вторую половину все сокрушались о том, как не согласны с мнение вновь избранного главы несогласные депутаты.
«Уходит в историю 2012 год. Для всех он был разным, но в жизни каждого, несомненно, оставил свой след. Для Коряжмы год был нелегким, но продуктивным», - начал свое предновогоднее обращение к жителям города Валерий Елезов. Вот именно о том, что было нелегкого и что продуктивного в прошлом году, решил поговорить с главой города. В крещенский вечерок...
- Валерий Иванович, начнем, пожалуй, с выборов. В сентябре жители города будут избирать городскую Думу по смешанной системе – 10 депутатов одномандатников и 16 партийцев. Говорилось об этом много, но, по-моему, вы ни разу по этому поводу не высказывались. Как-то можете прокомментировать эту ситуацию?
- Лично мне не понятна логика некоторых депутатов. В марте позапрошлого года вступил в силу федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав», который, среди прочего, изменил систему выборов в городскую Думы.
Нужно было вносить изменения в Устав города. Самым, на мой взгляд, удобным вариантом для нашего города была схема, при которой 13 депутатов избираются по одномандатным округам, 13 - по партийным спискам. Выгода очевидна. Исполняется закон и при этом сохраняется максимально возможное количество одномандатников. Найти понимания в этом вопросе не получилось. Больше года тянули с принятием поправок в Устав. В итоге сентябрьские выборы в Думу пройдут по формуле 10 на 16, т.е. 10 депутатов будут избираться по мажоритарным округам, 16 – от партий.
- Работать с Думой, где большинство депутатов избираются по партийным спискам, вам будет легче, чем с нынешним составом одномандатников?
- Вопрос не в том, легче мне или сложнее. Вопрос в том, для чего депутат избирался в Думу. Если депутат пришел в Думу для того, чтобы его раз в месяц показывали по телевизору, то это одно дело. Если депутат пришел в Думу для того чтобы проблемы городские решать, то это совсем другое. А то, как он попал в Думу, по партийным спискам или как самовыдвиженец – это вопрос второй. Некоторые депутаты, отсидев в городской Думе почти четыре года, не сделали для города ничего. Со всей ответственностью это заявляю.
- В прошлом году руководство Группы «Илим» впервые за всю историю города обратились в службу судебных приставов за взысканием долгов с МУП «ПУ ЖКХ». Прокомментируете?
- Руководству Группы Илим, как и любому другому собственнику, не нравится, когда пользуются их услугами и не оплачивают их.
- Неужели все мирные способы решения проблемы были исчерпаны?
- В своё время между МУП «ПУ ЖКХ» и Группой «Илим» был заключен договор о безакцептном списании денежных средств со счетов МУПа. Сейчас с расчетных счетов коммунальщиков списывается порядка 70 процентов всех средств, поступающих на предприятие. Отмечу, что четыре года назад для оплаты счетов Группы «Илим» шла только половина финансовых средств, поступающих в МУП «ПУ ЖКХ». Но, видимо, руководство Группы «Илим» посчитало, что этих мер недостаточно.
- Для поиска решения по выходу из коммунального кризиса в этом году при правительстве области была создана специальная комиссия. В её состав вошли представители правительства Архангельской области, Группы «Илим», администрации города, МУП «ПУ ЖКХ». Расскажите об итогах её работы.
- Действительно, была создана, только не комиссия, а рабочая группа, члены которой разработали ряд мер с целью оптимизировать расходы предприятия. Например, по настоянию членов группы с баланса МУП «ПУ ЖКХ» были убраны все непрофильные объекты: городские бани, общежитие, общественный туалет. Сейчас ведем работу по передаче на баланс МУП «Благоустройство» дренажно-ливневой канализации. Вся работа направлена на то, чтобы МУП «ПУ ЖКХ» занималось только внешними сетями, не размениваясь на сторонние объекты.
Одним из результатов работы группы стало то, что мы определились с компенсацией на потери в сетях. Сумма была увеличена в два раза. Увеличен и размер тарифа на тепло для МУП «ПУ ЖКХ».
- Это как-то отразится на суммах в счетах для оплаты тепла для жителей города?
- Нет. Все эти изменения касаются внутренних расчетов за энергоресурсы между Группой «Илим» и МУП «ПУ ЖКХ». В прошедшем году, велась огромная работа на проблемных участках водоотведения, теплоцентралей и канализации с целью минимизировать утечки.
Наступивший год должен стать годом стабилизации. Руководство МУП «ПУ ЖКХ» должно значительно снизить текущую задолженность за энергоресурсы перед Группой «Илим». Задача, которая поставлена перед директором МУП «ПУ ЖКХ» - снизить рост минимум в два раза. Думаю, что в этом году это удастся сделать, и уже в 2014 году МУП «ПУ ЖКХ» сможет оплачивать текущие платежи в полном объеме.
- А что будет с просроченной задолженностью?
- Будем платить. Мне бы хотелось отметить важный момент: наше муниципальное образование - единственное в области, где тариф на тепло значительно меньше по сравнению с другими муниципальными образованиями. Жители других городов и районов уже давно платят за тепло в разы больше. Такая ситуация сложилась давно и, даже увеличивая тариф на предельно допустимую величину, установленную правительствами России и Архангельской области, мы не сможем «догнать» соседние районы.
- Для жителей города это хорошо?
- Да, для жителей хорошо, но Группа «Илим» недополучает тех денег, которые могла бы получить.
- В прошлом году изменились Правила предоставления коммунальных услуг. У многих жителей города возникло немало претензий к администрации города в плане недостаточной, на их взгляд, информированности об изменившихся Правилах. Люди говорили, что их не предупредили.
- Население информировалось своевременно. Возможно, не все об этом узнали вовремя, не все вникли в изменения. Как вы помните, Правила вступили в силу с 1 сентября, разъяснительная работа велась в основном летом, а в это время большинство на дачах. Может быть, время для разъяснений было выбрано не самое удачное. Осенью, когда жители получили квитанции к оплате нового образца, мы вновь провели разъяснительную работу, к ней были подключены и депутаты городской Думы и руководство МУП «ПУ ЖКХ».
Волна возмущений, и вполне справедливых возмущений, прокатилась не только по Коряжме, возмущены были и жители области, и всей страны. Причиной возмущения стал сам факт того, что платить пришлось много, и произошло это в один момент.
Хочу отметить, что плата за воду на общедомовые нужды значительно возросла в тех домах, где не были установлены общедомовые прибороы учета. Вы, наверное, помните, сколько сил администрация города и руководство управляющих компаний потратили за последние два года, чтобы убедить людей установить общедомовые приборы учета. И деньги для этого у города были, но не было желания собственников. А нет желания, нет и приборов.
- Тем не менее, согласно законодательству, до первого июля текущего года во всех многоквартирных домах города МУП «ПУ ЖКХ», как ресурсоснабжающая организация, должна установить общедомовые приборы учета. Денег, мы понимаем, у ЖКХ на эти цели нет. Как быть с этим?
- В этом плане работа уже давно ведется, идут переговоры с несколькими фирмами. В скором времени, соблюдая все предусмотренные законодательством процедуры, мы выберем организацию, которая возьмется выполнить работы по установке приборов учета во всех многоквартирных домах города в установленные законом сроки.
- Как это отразится на кошельках собственников?
- Одним из условий, которое должен будет выполнить выбранный подрядчик, рассрочка платежа для собственников квартир на 5 лет.
- В наступившем году Коряжма получит деньги из Фонда реформирования ЖКХ для проведения капитальных ремонтов в домах?
- Администрация города подготовила все необходимые для этого документы. Думаю, что средства Коряжме будут выделены.
- Хотелось бы узнать о размерах финансирования?
- Все зависит от того, сколько средств будет выделено Архангельской области. Говорить о цифрах пока рано.
- Сколько жилья было сдано в прошедшем году?
- Около 10 тысяч квадратных метров.
- Что можно ожидать в плане жилищного строительства в ближайшем будущем?
- Думаю, что в наступившем году будет небольшой спад. Но спад не строительства, а именно сдачи жилья. Жильё будет строиться. На данный момент в городе начато строительство трёх 100-квартирных домов, один 30-квартирный дом в районе пельменной по улице Архангельская. В районе стоматологической поликлиники планируется начать строительство четырех 24-квартирных дома. Заделы большие, но сдавать квартиры, думаю, будут в 2014 году.
- Администрацию города и в частности вас лично на протяжении всего прошедшего года упрекали в затянувшейся реконструкции бывшего детского дома по ул. Гоголя, 7. Вы согласны с этими упреками?
- У нас в России, к сожалению, бывает так – подрядчики берут на себя неоправданно завышенные обязательства и, как следствие, вовремя их не выполняют. А вот механизмов, действенных механизмов воздействия на недобросовестных подрядчиков у муниципальных властей нет. Поэтому некоторые подрядчики и ведут себя соответствующим образом. Зная, что ответственности они не понесут никакой.
- То есть муниципалитет никак не мог повлиять на недобросовестных строителей на Гоголя,7?
- Никак не мог повлиять. Кроме как ругать, требовать, стучать ногами – нет у нас больше никаких законных методов. Не дал нам их законодатель.
- Продолжим тему строительства. В конце года в прессе мелькали сообщения о том, что со строительства детского сада по улице Советской снимают областное финансирование, потом вроде как не снимают. Что там с деньгами было?
- Деньги со строительства детского сада на 280 мест по ул. Советская у нас действительно сняли. Освоить в полном объёме мы их не смогли.
- Почему?
- Если коротко, то затянулся процесс всевозможных согласований многочисленной документации, получений положительных заключений многочисленных экспертиз.
- По чьей вине затянулся процесс?
- Я уже отметил, что у муниципалитета фактически нет рычагов воздействия на нерадивых подрядчиков.
С оформлением всевозможных и многочисленных разрешительных документов дела обстоят ещё хуже. В этом вопросе «победить» бюрократическую машину порой не под силу даже Группе «Илим». В конце года через СМИ представители корпорации заявили, что столкнулись с похожей проблемой при согласовании документации по строительству БДМ-7. Вот и работники администрации не успели всё оформить. К сожалению, пока такова реальность в нашей стране.
Тем не менее, строительство детского сада началось, этот процесс уже не остановить. И взятые на себя обязательства муниципалитет выполнит. Опыт у нас есть. Больницу строить было гораздо сложнее.
- Что это за схема, которую вы неоднократно озвучивали и через СМИ, и на сессиях городской Думы, мол, существует договоренность: если город детский сад построит, губернатор деньги найдет.
- Депутаты областного Собрания приняли инвестиционную программу, в которой четко, по годам прописан размер финансирования строительства детского сада в Коряжме. Согласно этой программе окончанием строительства и, соответственно, финансирования значится 2016 год. С губернатором Игорем Орловым мы договорились о следующем – деньги для расчета со строителями область выделит сразу после сдачи объекта в эксплуатацию. То есть, если детский сад будет сдан раньше срока, то и деньги из области получим раньше.
- И когда администрация города планирует закончить строительство детского сада?
- В первом квартале следующего года.
Источник: К.ЧАЛОВ "ИНФО-проспект" от 18 января 2013 г.