/ Новости / Экономика |
В конце января, комментируя итоги прошедшего года, генеральный директор Группы "Илим" Пол Херберт сказал: "Мы испытываем огромную гордость за достижение Коряжмы - миллион тонн по выпуску готовой продукции. Комбинат стал первым предприятием в России и в Европе, которое достигло такого результата". Как оказалось, ив мировой ЦБП можно по пальцам пересчитать предприятия, которые добивались подобных успехов. Что стало основой для рекорда - об этом и многом другом мы говорили с директором филиала Группы "Илим" в Коряжме Валерием Антонишиным.
-Всем известно, что в советские времена самое главное было - сделать вал. Реализуют эту продукцию или нет, когда реализуют - второй вопрос. Сегодня два этих показателя - производство и реализация -связаны намертво. Но, по сути, и в прежние времена комбинат всеми силами старался взять миллион по товарной продукции. Так чем отличается "рыночная" планка?
- Не думаю, что чем-то сильно отличается... Конечно, говорить сегодня о производстве в отрыве от конкретных планов реализации продукции нереально. Но, как тогда, так и сейчас, все зависит от готовности предприятия перешагнуть очередной рубеж. В первую очередь от технического состояния производственных мощностей, а также от настроя коллектива работать на перспективу.
Производство миллиона тонн готовой продукции для филиала Группы "Илим" в Коряжме - вещь ожидаемая, тем более что комбинат давно уже преодолел миллионную планку по варке целлюлозы. В перспективных планах такая задача ставилась на 2011 год. Мы сделали на год раньше...
-Несмотря на то, что мировой кризис хотя и пошел на спад, но еще давал о себе знать?
-Да, года полтора назад время работало не на нас, и мы с сожалением думали о том, что выпустить миллион тонн продукции сейчас практически невозможно. Тогда был разгар кризиса, как раз закрыли ПВЦ, да и на других производствах работали практически вполсилы. Но этот период мы быстро преодолели, и уже ко второму кварталу 2009-го ситуация выправилась. 2010-й стал годом упорной, планомерной работы, и хотя вслух никто не говорил о заветной планке, делалось все, чтобы добиться максимальной производительности на важнейших участках производства. В центре внимания было распределение нагрузки на бумаго- и картоноделательные машины с учетом композиции и максимальной загрузки варочных котлов. Было много споров и обсуждений, неоднократно собирались технические советы, изучался и анализировался каждый вопрос, каждое направление, взвешивались все "за" и "против". И мы научились поддерживать оптимальный баланс.
К тому же в прошлом годукомбинату сильно повезло с внешним рынком. Из-за серьезных экологических катаклизмов, в первую очередь в Чили, остановился ряд заводов, и рынок стал ощущать высокую потребность в целлюлозе, в том числе - небеленой. А у нас простаивали пресспаты, высвободившиеся после закрытия ПВЦ. Вот тут-то и возникла идея - использовать сложившуюся ситуацию, чтобы увеличить производство продукции, спрос на которую резко вырос.
Руководители подразделений, инженерные, технические и технологические службы в сжатые сроки проделали очень серьезную работу, можно сказать, дневали и ночевали в цехе. В результате под полную загрузку был поставлен первый пресспат и запущен в работу второй. Пожалуй, это и стало главным лейтмотивом, главной движущей силой для достижения миллиона тонн.
-То есть, никакого геройства, точный расчет и нестандартная ситуация, которой вы воспользовались?
Да, рынок предоставил возможность максимально загрузить производственные мощности, и мы не упустили свой шанс. Но не только это сыграло роль. К 2010 году на предприятии уже были сформированы и реализовывались многие очень важные мероприятия, связанные со стабилизацией работы оборудования. Все это позволило показать не плохие результаты по производительности буквально по всем переделам. И, конечно, в первую очередь надо благодарить персонал, который все силы, время, в том числе и личное, вкладывал в нормальную работу оборудования. Речь в данном случае, прежде всего, о надзоре и контроле за состоянием машин и механизмов. Это и своевременная профилактика, и определение дефектов, которые пока "дремлют", но спустя время могут превратиться в проблему. То есть цель - своевременно остановить оборудование, проанализировать все узлы и снова запустить. Очень важно не допускать аварийных ситуаций, потому что авария приводит к длительному простою и большим потерям. В данном случае, как в медицине, важно на ранней стадии увидеть развитие "болезни" и быстро принять решение по ее "лечению". В результате всех этих усилий к концу 2010 года мы добились того, что более 50 процентов простоя - это плановый останов.
-Не внезапно, а по графику?
-Да, оборудование останавливается не аварийно, а по мере необходимости. Такая системная работа позволила взглянуть на проблемы совершенно под другим углом. Люди начинают понимать, что чем лучше надзор и контроль, чем раньше выявляются дефекты, тем меньше простоев, тем качественнее ремонт во время ППР, тем надежнее оборудование, и в конечном счете -выше производительность труда.
-Уверена, что не всем нравится такая "въедливость", ведь у нас больше привыкли героически преодолевать проблемы, нежели их предвосхищать...
- Не все пока до конца отработано, но процесс пошел. Конечно, порой обижаются: что вы с нас требуете первопричину, мы пока сами не знаем! Но такие разговоры происходят все реже, потому что всем стало ясно - смысл в этом есть, и результаты говорят сами за себя. Когда найдена истинная причина, дефект устранить легко, а когда блуждаешь в потемках, ситуация становится неуправляемой.
-Вы наверняка просчитывали эффективность такого подхода. В каких цифрах это можно выразить?
-В данном случае я бы говорил о потерях, о том, чем оборачиваются аварийные простои для выработки продукции. На мой взгляд, только за счет такого системного подхода потери можно снизить на 15-20 процентов практически по всем пере делам. В целом для комбината это серьезно, и мы такую задачу перед собой поставили.
-Но могут ли вдохновить людей сухие цифры? Начальство всегда чего-то требует...
-Можно привести другой пример. Наверное, всем понятно: чем спокойнее в течение смены технолог, чем меньше он бегает по цеху, тем стабильнее обстановка и вообще - все в порядке. А чтобы так было всегда, как раз и нужно научиться работать без авралов и затыкания дыр. Другими словами, признак хорошей работы технолога - сиди на месте и спокойно наблюдай за процессом. Для ремонтников принцип другой: чем качественнее выполняются ремонты (важен не объем, а именно качество), тем выше оценка их труда. Сегодня упор делаем на качество, на квалификацию. Не случайно запустили в этом году учебный центр, через который должны пройти люди разных специальностей. Обучение направлено на то, чтобы повысить квалификацию, научить персонал не допускать брака при ремонтных работах. Мы хотим добиться того, чтобы каждый подшипник был поставлен на машину так, чтобы его не пришлось менять и ремонтировать, скажем, десять лет...
-Миллион из этого всего и складывается?
-Безусловно, из таких вот "мелочей": из учета, контроля, качественной работы по всем позициям.
-Планка достигнута серьезная, а что дальше?
-Наш комбинат никогда не останавливался на достигнутом. И сегодня мы видим свою задачу в том, чтобы добиваться лучших результатов. Все на это направлено, сформулированы стратегические цели и задачи компании, филиала, которые будем продолжать реализовывать в 2011 году. Это и строительство седьмой машины, и модернизация СРК-6, это и установка софт-каландра на БДМ-6, модернизация БДМ-5 с переводом ее на другой вид продукции... Заметьте, я перечисляю только крупные проекты. Помимо этого есть еще масса нестратегических программ, которые должны повысить эффективность работы оборудования, снизить потери и простои, сократить неэффективный ремонт. Все это направлено на то, чтобы поднять темпы производства. И, я уверен, мы будем двигаться дальше.
-Однажды, когда вы поехали в зарубежную командировку и узнали, что произошел сбой в одном из цехов, то развернули машину и вернулись из Сыктывкара на комбинат. Вот сейчас - вы бы продолжили командировку?
-Все зависит от ситуации... Если что-то серьезное, вернулся бы обратно, потому что для меня важнее то, что происходит здесь.
-Вы не доверяете тем, кто остался?
-Нет, ни в коем случае. Я всегда доверял, доверяю и буду доверять своим помощникам. Но лично мне будет тяжелее ждать, чем все закончится, не имея возможности реально оценить ситуацию, чтобы принимать правильные решения. Нельзя на большом расстоянии управлять процессом, не понимая тонкостей и деталей. В этом можно только на месте разобраться.
-Когда вы приступили к руководству, сколько времени проводили на промплощадке?
-Первые месяцы процентов восемьдесят проводил в цехах и на производствах.
-А сейчас?
-Сейчас - процентов двадцать...
-Вы пришли к какому-то другому пониманию сути управления, или просто было очень важно все пощупать собственными руками?
-И то, и другое. Всегда важно самому оценить ситуацию. Недаром говорят - лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать. Пока сам до сути дела не доберешься, давать команды рискованно. В начальном периоде просто необходимо было все увидеть "изнутри", понять, о чем идет речь, накопить необходимую информацию. К тому же, как было уже сказано, все зависит от ситуации.
Сейчас мы все меньше занимаемся "тушением пожаров". И, считаю, абсолютно неправильно для руководителя - «утопать» в текущих, локальных задачах. На филиале есть структурные подразделения, которые направлены именно на то, чтобы устранять неполадки, возникающие по ходу дела. И если руководитель занимается всеми мелочами, толку не будет. В таком случае нет возможности посмотреть на ситуацию сверху, понять и правильно оценить весь масштаб происходящего. Вот поэтому я постепенно сокращал время пребывания на площадке до 60, 40, а сейчас до 20 процентов.
-Одна из серьезных задач, которая планомерно решается на комбинате, -экономия затрат и ресурсосбережение. Какие новости на этом "фронте"?
-Мы, например, взяли под жесткий контроль расход тепло-энергоресурсов на БДМ и КДМ. Известно, что процесс выпуска картонно-бумажной продукции связан с очень большими энергозатратами. Экономить пытались и раньше, но у технологов не хватало времени, а порой и специальных знаний, чтобы квалифицированно заниматься этим вопросом. Просто потому, что энергетика - вещь специфическая и мимоходом заниматься ею нельзя. Так вот, было принято решение поставить на эту позицию отдельного человека, который возьмет под контроль эффективность использования тепла на БДМ и КДМ. Это только первый шаг, сегодня сформирована рабочая группа по снижению затрат, и прежде всего - теплоэнергоресурсов. Для экономики предприятия это имеет очень большое значение, поскольку все процессы в нашем производстве взаимосвязаны.
-Да, на таких понятиях, как снижение себестоимости продукции, основывается конкурентоспособность предприятия...
Подобное решение принято и для создания непрерывного контроля за потерями химикатов. Проект был реализован, и сейчас мы по компьютеру в режиме онлайн можем отслеживать всю ситуацию. В реальном времени ведется учет потерь на всех участках производства, поэтому можно оперативно принимать необходимые меры. В результате существенно снижены потери, и это не удивительно: если действует система учета и контроля, значит, есть качественный инструмент влияния на затраты.
-Такой вопрос: а что конкретно выпуск миллиона тонн продукции дал людям, работающим на комбинате?
-Ну, об этом они, наверное, сами могут сказать... На мой взгляд, наш коллектив всегда настроен на преобразования, модернизацию, а значит, и на новые достижения в производстве. Что касается миллиона, с руководством компании мы договорились: если достигнем высокой планки, то комбинату будет выделена сумма в размере 1 миллиона долларов на дополнительное премирование. И это условие было выполнено. Премия выплачена в январе вместе с авансом, и это стало хорошим новогодним подарком.
Кстати, до последней недели года мы не афишировали, что комбинат идет на миллион. Для большинства сотрудников это стало предновогодней новостью номер один. Все это время коллектив напряженно, но спокойно работал, без всяких "накруток" и нервных потрясений. Никакого геройства нормальная планомерная работа, и это, считаю, лучше всего.
-Вам лично был важен этот миллион?
Да. Для меня лично это рубеж был важен. Наверное, по тому, что никто таких показателей в России и в Европе не достигал. А находясь у руля такого предприятия, как филиал Группы "Илим" в Коряжме, испытываешь гордость и огромное удовлетворение по поводу того, что мы стали первыми.
-Если не иметь в виду глобальных проектов, есть еще резервы у комбината?
-Конечно, есть резервы. Я бы сказал, комбинат имеет очень серьезный потенциал, который мы постараемся использовать для того, чтобы не стоять на месте. Даже - имея в виду высокие достижения, которые уже есть на нашем счету. И когда мы формировали план инвестиционных мероприятий на 2011 год, то учитывали узкие места, которые можно "разрулить" без больших капвложений и создать условия, чтобы подняться на еще .более высокую ступеньку.
-Коллектив заметно помолодел в последние годы. Это помогает решать поставленные задачи?
-Да, комбинат молодеет, и это, считаю, дает дополнительный импульс. В работу "впрягаются" молодые руководители, они полны энергии, оптимизма и готовы браться за самые сложные дела и проблемы. Конечно, не все получается сразу, но ошибок не делает тот, кто сидит на месте. Главное тут - найти "золотую середину" между опытом и дерзновением. Молодые остро замечают слабые места, не стесняются сказать об этом вслух, и мы стараемся поддерживать инициативы, открыты к обсуждению. Ежедневно встречаемся с руководителями производств и специалистами, спорим, обсуждаем проблемы. По большому счету, именно таким образом идет процесс непрерывного совершенствования.
коряжемец18.03.11 в 23.52
Обновление 20.06.17 16:30 от bstyle
Обновление 01.03.15 21:38 от muxa
Обновление 10.05.14 23:58 от KaChalov
Обновление 28.04.14 10:54 от KaChalov
KaChalov:
В прошлом году жители нашего города отметили 40-летие легендарного Треста № 6. Конечно, повторить темпы строительства Коряжмы тех лет уже не удастся никому. И не нужно это. В те годы Коряжма росла, как 15-летний подросток. Сейчас необходимо поддерживать форму. И все шансы, что город не одрябнет, не захиреет есть.
29 июня 2015
29 июня 2015
KaChalov:
Решение суда наконец-то поставило точку в «деле о хозфекальной трубе», подтвердив, что все в том уже далеком 2008 году администрацией города и лично главой города было сделано правильно.
22 августа 2014