/ Новости / Общество |
Алевтина Кудрявцева, чиновник с почти двадцатипятилетним стажем рассказала о том, как формировались органы местного самоуправления в нашем городе, как проходила приватизация в Коряжме, кто и почему продал в 90-х годах три детских садика.
История газификации Заречья и ул. Восточная. Когда начал расти долг ЖКХ за энергоресурсы? Почему прежняя власть не строила менсанчасть? Существует ли преемственность муниципальной власти в Коряжме?
- Алевтина Витальевна, вы ведь чиновник со стажем?
-Верно, в органах местного самоуправления я проработала 24 года, практически с того дня, как Коряжма из рабочего поселка стала городом.
- Сколько лет кабинет заместителя мэра города было вашим рабочим местом?
- Первым заместителем мэра города меня назначили в 2001 году, в 2008 году я ушла в отставку.
- Когда мэром города был Александр Дементьев, вы же занимали другую должность?
- Моя должность - первый заместитель мэра города, не менялась с тех пор, как меня назначил Валерий Мальчихин. Впоследствии Александр Дементьев меня не переназначал. Если вы имеете в виду процедуру согласования кандидатур замов мэра, которую затеяли депутаты третьего созыва и которую я не прошла, то считала и считаю её незаконной.
- Вы сказали, что в органах местного самоуправления вы проработали почти четверть века. В чём принципиальные отличия местного самоуправления сегодня и недавнего прошлого?
- Начну, наверное, с 1991 года, когда вышел Закон РСФСР о местном самоуправлении, и, соответственно, образовалась администрация нашего города. Главу городской администрации в то время назначал глава администрации области, которого, в свою очередь, назначал Президент. Городской Думы не было, функции представительного органа исполнял городской Совет народных депутатов, он подчинялся областному Совету, который был подотчетен Верховному Совету, их деятельность регулировал Закон РСФСР о деятельности городских Советов народных депутатов.
Из-за того, что деятельность главы администрации и городского Совета народных депутатов регламентировалась разными законами, происходило некоторое дублирование полномочий, а иногда и противостояние ветвей власти. После принятия Конституции РФ в 1993 году этот вопрос урегулировался, граждане получили право на местное самоуправление. В 1995 году вышел Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления», благодаря этому закону началось создание муниципальных образований, которые существуют в нынешнем виде - с городской Думой, администрацией города и главой муниципального образования. В 1996 году был принят Устав города, мэром города стал Валерий Мальчихин, хотя, как вы знаете, он и до этого руководил городом, но мэром он стал именно в 1996 году. Тогда же были избраны депутаты городской Думы первого созыва.
- Хорошо, мне кажется, мы слишком увлеклись тонкостями законодательства. Вы начали свой рассказ с 1991 года, а это начало приватизации. Кто был ответственен в то время за приватизацию объектов муниципальной собственности?
- План приватизации разрабатывал и принимал городской Совет народных депутатов.
- А кто принимал решение о принятии на баланс города социальных объектов, т.е. жилого фонда, домов культуры, детских садов и прочего?
- В этом вопросе всё не так просто. Например, администрация города очень быстро приняла социальные объекты треста № 6, жилфонд и детские сады. Почему? Трест в результате акционирования быстренько начал разваливаться, делиться на различные ООО и т.д.
У этих организаций просто не было денег, чтобы содержать объекты социальной сферы. К примеру, Дом культуры строителей (ныне «МЦ Родина») тогдашнее руководство треста планировало превратить в Дом торговли, к счастью, сделать этого они не успели, т.к. ДК был не ведомственный, а профсоюзный и к тому же не был включен народными депутатами в план приватизации. Профилакторий «Весна» и здание управления треста при акционировании были включены в уставной капитал, думаю, для того, чтобы перепрофилировать его совершенно по другому, коммерческому назначению. Их администрации города пришлось приобретать за бюджетные деньги.
Вообще, если вспомнить то время, проблем в городе было много: задержки заработной платы, непонятная ситуация с различными льготами. Взять хотя бы льготы ветеранам (транспорт и коммунальные услуги): с 1995 года с администрации города требовали исполнения этих льгот, а денег на это ни федеральный, ни областной бюджеты не выделяли, в городском бюджете на это денег не хватало. Помню, на сессии городской Думы было принято не простое решение - не оплачивать льготы ветеранам. Городская прокуратура опротестовала это решение. И вот эта разбалансированность, когда соблюдать закон требовали, а денег не выделяли, длилась практически до 2004 года. Именно по этой причине, на мой взгляд, в то время значительно ухудшилось финансовое положение муниципальных предприятий АТП и ЖКХ, а также стоматологической поликлиники.
- Давайте все-таки вернемся к вопросу передачи социальных объектов на баланс города.
- Котласский ЦБК требовал забрать у них детские сады и всю остальную социальную сферу. Мы договорились, что сначала возьмем на баланс города коммуникации, озеленение, дорожное хозяйство, а уже позже детские сады. Руководство треста открыто заявило, что либо вы наши детсады берете, либо мы их закрываем. Что нам оставалось делать?
- И поэтому при руководстве Валерия Мальчихина вы начали продавать детские сады?
- При Валерии Андреевиче ни один садик администрация города не продала.
-Как так?
- Все проданные садики были ведомственными, т.е. после акционирования они стали собственностью Котласского ЦБК. И были включены в план приватизации.
- Хочу понять, на ком лежит ответственность за то, что в девяностые продали три детских садика?
- На хозяевах Котласского ЦБК. Городская администрация узнавала о том, что детские сады проданы, позже всех. Происходило это примерно так – садики ставились якобы на ремонт (согласия администрации для этого не требовалось), детей распределяли по другим садикам, а после ремонта оказывалось, что здание продано. Именно такая история и произошла с детским садом по улице Театральная, 11. Администрация города узнала о том, что детский садик продан, только после того, когда архитектор заинтересовалась: почему на первом этаже в здании установлены мощные металлические решетки? Несколькими месяцами позже в этом здании расположился филиал банка «Двина-Траст». Примерно так же «ушли» рядом стоящие ясли № 5 (ныне магазин «Надежда»).
Вообще, такая ситуация сложилась практически во всех городах и поселках Архангельской области.
Примерно в середине 90-х годов областной Совет народных депутатов издает распоряжение, что перепрофилировать ведомственные детские сады можно только с согласия городской администрации. Вот тогда у нас появился реальный рычаг воздействия на собственников. К сожалению, к этому времени у трех садиков собственник уже сменился.
К концу 90-х годов очередей в детские сады в нашем городе не было, а после того, как был принят закон, что по уходу за ребенком родителям можно было сидеть до 3-х лет, ясельные группы стали просто-напросто пустовать.
- Алевтина Витальевна, давайте поговорим о давней городской идее – газификация Заречья. Эта тема, насколько я помню, муссируется во властных структурах уже лет десять.
- Это был, по-моему, 2002 год, т.е. мэром города тогда был Валерий Мальчихин, и это была вторая волна интереса к газификации. Желание иметь в своих домах природный газ высказали тогда жители улицы Восточная (район санатория-профилактория «Заря»). Группа из 18-20 человек написала на имя Мальчихина письмо с просьбой газифицировать их улицу. Валерий Андреевич поручил отделу городского хозяйства провести собрание жителей улицы Восточная, на котором было решено, что администрация города берется сделать соответствующий проект и смету, а позже заложить необходимые средства в бюджет города. Что, собственно, и было сделано.
- А когда родилась идея газификации Заречья?
- Этого я не помню. Помню только, когда в городскую Думу (первого и второго созывов) баллотировался Василий Казаков, он обещал уделить этой проблеме пристальное внимание.
- Продолжим про улицу Восточная.
- Деньги в бюджете, насколько мне известно, были запланированы на 2004 год. Как вам известно, в этом году мэром города стал Александр Дементьев, курировать вопрос газификации стала Вера Пуртова. Почему работы не были проведены, мне не известно.
- Еще одна тема, которая долгое время муссируется в СМИ – это долги ЖКХ перед комбинатом за энергоресурсы. Эти долги стали расти ещё при Мальчихине?
- На мой взгляд, хотя я могу быть необъективной, причиной того, что долг за энергоресурсы стал формироваться в конце 90-х годов, стала отмена налога на содержание социально-культурной сферы. Был такой хороший местный налог.
- В чем он заключался?
- Например, Котласскому ЦБК принадлежали некоторые социальные объекты (жилфонд, ДК и.т.д.), комбинат платил в городскую казну налог на содержание социально-культурной сферы, администрация, в свою очередь, средствами этого налога оплачивала потребленные городом энергоресурсы.
Когда этот налог отменили, в городском бюджете образовались огромные финансовые «дыры». Плюс, как я уже говорила, ни область, ни федерация не возмещала нам убытки по финансированию ветеранских и прочих льгот. Вот в это время и начал формироваться долг ЖКХ перед комбинатом за энергоресурсы.
- Но ведь долг за энергоресурсы продолжал расти и после 2004 года, когда проблема с финансированием льгот была решена?
- Когда Валерий Андреевич в 2003 году ушел в предвыборный отпуск (баллотировался в Государственную Думу), я исполняла обязанности мэра города, по вопросу задолженности за энергоресурсы перед комбинатом мы неоднократно проводили совещания, и могу вас заверить, что до 1 января 2004 года долг за энергоресурсы не рос.
- Но ведь долг вырос к 1 марта 2008 года.
- В этот период мне пришлось курировать вопросы образования, здравоохранения и культуры, а экономикой занималась Вера Пуртова, так что по возросшему долгу за энергоресурсы сказать ничего не могу. Возможно, на это были определенные причины.
- Хорошо, тогда давайте про образование, раз уж это была ваша вотчина. Помните, в 2007 году несколько образовательных учреждений оказались частично не готовы к новому учебному году, а один из детских садов вообще смогли полностью открыть только ближе к зиме?
- В садике «Золотой ключик», о котором вы говорите, требовался капитальный ремонт системы отопления и канализации. Был проведен конкурс, который выиграла фирма из Великого Устюга, она должна была сделать сначала проект, а позже провести подрядные работы. Если коротко, то эта фирма с работами просто-напросто не справилась. Такие же проблемы, но меньшего масштаба, были и с ремонтами в других образовательных учреждениях.
- Лично для меня это означает одно – плохая подготовка муниципальных конкурсов и отсутствие контроля за работой подрядчиков.
- Не согласна, мы работали в рамках закона о муниципальном заказе.
- Но в рамках этого закона муниципалитет работает и сегодня, и схожая ситуация повторилась в 2009 году с кровлей дома по ул. Набережная, 46. Что это значит - не извлекли должных уроков?
- Знаете, что я отвечу: мошенники, непорядочные и недобросовестные люди были и будут всегда. От их действий страдают как обычные горожане, так и ответственные работники. Насколько я понимаю, сейчас для работ по выполнению муниципального заказа неблагонадежные подрядчики не привлекаются. А ситуация с домом по Набережной, 46, уверена, разрешится в скором времени. Ошибки есть и у нынешней администрации, но во многом благодаря тому, что в прошлом мы накопили большой опыт устранения этих ошибок, нынешней администрации удается избегать крупных неудач в настоящем.
- Вот мы и подошли к неудачам… На мой взгляд, главной неудачей городских администраций всех периодов был и остается самый известный долгострой Архангельской области - медико-санитарная часть. Почему, на ваш взгляд, прежние городские администрации так и не смогли её достроить?
- Вопрос не по адресу, все прошлые годы это был не муниципальный, а частный объект. Он строился на деньги сначала Котласского ЦБК, потом «Илима». И если ставить вопрос, как вы его задаете, то нужно спросить и про швейную фабрику, и про кондитерский цех. Везде строили ведомства, и связывать эти объекты с конкретными фамилиями руководителей города не нужно.
- Стоп, давайте отделять «зерна от плевел». Объекты, которые вы сейчас перечислили, функционируют. Хоть и в ином качестве, но они приносят городу пользу. Необходимая как воздух городу МСЧ двадцать лет не достроена. Кстати, и Валерий Мальчихин, и Александр Дементьев неоднократно обещали сдать этот объект.
- Конечно, они волновались за это строительство, но повторюсь, что у этого объекта был собственник. Почему муниципалитет за бюджетные деньги должен был достраивать чужое?
- Очень спорное заявление, по-моему, строительство уже давно ведется совместно городом и корпорацией.
-Нет. Вы посмотрите - в 2004 году на строительство МСЧ в бюджете не заложено ни рубля, в 2005 году ни рубля… На каком основании можно было финансировать строительство объекта, который не относился к муниципальной собственности?
- А что мешало взять этот объект на баланс города, как это сделал Валерий Елезов?
- Не брали, значит, не было возможности. У каждого главы муниципального образования есть свой план действий.
- Не перестаете меня удивлять… Вам довелось поработать под руководством Валерия Елезова, что вы можете сказать о его методах управления?
- Валерий Иванович целеустремленный человек. Он открыт для общения для работников администрации, для населения, для журналистов. У него есть своя предвыборная программа, на основе которой разработан план мероприятий, он отчитывается перед жителями по итогам выполнения этой программы. Все это хорошо, но мне бы хотелось сказать вот что: на основе своей предвыборной программы Валерий Елезов разработал документ (план мероприятий), за который отвечает не только он один, отвечает вся его команда. Вот вы проанализируйте, вспоминает ли об этом документе его команда?
- Вы считаете, что не вспоминает?
- А вы сами спросите у них.
- Хорошо, спрошу... По вашему мнению, новая структура администрации города чем-то отличается от прежних?
- На мой взгляд, ничем. Просто каждый начальник создает такую структуру, с которой ему будет удобней работать, опираясь на действующее законодательство.
- Вы хотите сказать, что здесь прослеживается преемственность муниципальной власти?
- Не пытайтесь подвести меня к тому, чтобы я сравнивала Мальчихина, Дементьева и Елезова. Я этого делать не буду, я знаю одно, что в нашей администрации в своем большинстве работали, работают и, уверена, будут работать профессиональные служащие, которые год от года, набивая шишки, накапливают опыт муниципальной службы и используют его на благо нашего города.
|
У этой поговорки есть продолжение - "а кто забудет - тот Гомер".
KaChalov10.03.13 в 10.22
|
muxa07.03.13 в 22.06
Интервью конца 2010 года, на мой взгляд, стОит иногда перечитывать...
не сочтите за бахвальство. просто перечитайте.
KaChalov06.03.13 в 00.43
Обновление 20.06.17 16:30 от bstyle
Обновление 01.03.15 21:38 от muxa
Обновление 10.05.14 23:58 от KaChalov
Обновление 28.04.14 10:54 от KaChalov
KaChalov:
В прошлом году жители нашего города отметили 40-летие легендарного Треста № 6. Конечно, повторить темпы строительства Коряжмы тех лет уже не удастся никому. И не нужно это. В те годы Коряжма росла, как 15-летний подросток. Сейчас необходимо поддерживать форму. И все шансы, что город не одрябнет, не захиреет есть.
29 июня 2015
29 июня 2015
KaChalov:
Решение суда наконец-то поставило точку в «деле о хозфекальной трубе», подтвердив, что все в том уже далеком 2008 году администрацией города и лично главой города было сделано правильно.
22 августа 2014