/ Новости / Экономика |
На ближайшие четыре года планируемый объем инвестиций в Коряжму - беспрецедентный. К 2014 году по номенклатуре и объему выпускаемой продукции аналогов нашему комбинату в России не будет. Рассказать о перспективах предприятия, который через год отметит полувековой юбилей, я попросила заместителя генерального директора Группы «Илим», управляющего директора бизнес-единицы «Илим Запад» Александра Позднякова.
«Новые возможности -это космос»
- Александр Анатольевич, 30 июня в Коряжме на выездном заседании совета директоров был утвержден проект по установке на комбинате бумагоделательной машины...
- А предшествовал этому событию достаточно серьезный позитивный прорыв в отношениях менеджмента и совета директоров: доверять нам стали значительно больше, чем, скажем, два года назад. Думаю, мы заслужили это строительством и пуском в срок и на те деньги, которые планировались, завода по производству нейтральной сульфитной полуцеллюлозы. Ну, а следствием большего доверия стали и выросший уровень делегирования полномочий, и значительно больший объем денежных средств, которые вкладываются сегодня в строительство бумагоделательной машины - $ 270 млн. Не могу говорить за другие отрасли, но для ЦБП инвестиции огромны.
Последний раз большую современную БДМ построили в СССР в конце 80 х, и мне довелось работать на ней. В последующем для решения каких-то локальных проблем (убрать в регионе дефицит сангигиенической бумаги, тест-лайнера или макулатурного флютинга) строили небольшие, низкопроизводительные машины по старым технологиям. Но чтобы прорвало так, как сегодня у нас - машина на 200 тысяч тонн в год - таких, конечно, никто не строил. Это - космос!
Это принципиально новый уровень: с пуском новой БДМ мы совместно с InternationalPaperстанем игроками №1 на российском рынке.
- Нет ли противоречия в том, что правительство требует скорейшего и повсеместного внедрения IT-технологий и - соответственно - сокращения бумагооборота, что читающая молодежь уходит в Интернет, а вы увеличиваете производство бумаг...
- Анализ потребления бумажных изделий и вообще продукции ЦБП за последние годы показал: как это ни парадоксально, несмотря на бурный рост всевозможных IT-технологий, именно бумаги показывают самый высокий рост. И сегодня на территории России реально дефицит белой бумаги. Но мы намерены производить не только ее. Проект получит логическое развитие в части дальнейшего производства на новой машине порядка 50 тысяч тонн бумаги-основы для мелования и, как следствие, - около 70 тысяч тонн мелованных видов бумаг. Их в России не делают вообще. Никто. Россия завозит 300 тысяч тонн мелованной бумаги в год, отдавая деньги скандинавским бумажникам и полиграфистам.
Так что наш проект - первый гигантский шаг на пути вперед. Причем решение по нему было принято в конце июня, а уже сегодня совет директоров требует отчетов о том, как движутся работы по его реализации. И накал по этому вопросу достаточно серьезный. Так что - без преувеличения! - работающим над проектом некогда пот со лба вытереть. Ведь запуститься мы должны в четвертом квартале 2012 года. То есть у нас всего два года на то, чтобы в чистом поле с ноля построить БДМ.
- Стартом считать июнь?
- Если считать от решения совета директоров и дня, когда на ось БДМ были забиты первые колышки, то это июль. Если считать от проплаты машины и дня, когда на площадку повезли первые стройматериалы, то это апрель. Я же решил вести отсчет от первой забитой сваи, а ее пока нет, т.к. до определенного момента мы фрахтовали время наших проектных институтов, не давая им отмашки для работы. Сейчас «Архгипробум» уже работает. И 90% своего рабочего времени тратит на наш проект. Вообще, равно как и в строительстве завода НСПЦ, мы стараемся использовать местные ресурсы.
- «Архгипробум» проектирует саму машину?
- Он проектирует здания и сооружения - от нулевого цикла. А сама машина - самая современная по тем временам - была построена в 1984 году для Ирана. Какое-то время она просто хранилась в упаковке: из-за известных в Иране событий от нее отказался потенциальный клиент. А затем машину перевезли на предприятие InternationalPaperв Шотландии, где она и работала. Ее мы выкупили. Те части машины, что могут служить десятилетиями, демонтируем и вывозим в Россию. Все быстроизнашиваемое или не подходящее под российские нормы и требования, естественно, не покупаем, то есть доукомплектовываться БДМ будет новыми деталями. В итоге мы планируем получить абсолютно новую бумагоделательную машину.
- И чьего производства она получится?
- Хороший вопрос. Чтобы мы не потеряли марку машины и технические, технологические характеристики и гарантии, договор на сопровождение машины подписан с производителем - австрийской компанией Voith. Сейчас команда из 12 специалистов комбината работает непосредственно в Шотландии. Их задача - контроль над разборкой машины, размещение ее по контейнерам, декларирование, транспортировка в Россию, сборка на комбинате. По состоянию на 31 августа 120 морских контейнеров были готовы к отправке.
- Персонал уже прошел необходимое обучение?
- Запуск машины, естественно, будут сопровождать иностранные специалисты. А на обучение и подготовку тех, кто станет эксплуатировать ее, в рамках проекта предусмотрено порядка двух миллионов долларов. Мы отберем лучших специалистов из числа работающих, и они пройдут стажировки на европейских предприятиях IP. У нас есть опыт недавно построенного в Коряжме завода НСПЦ, как сделать машину максимально «продвинутой» с максимумом автоматизации и механизации и минимумом ручного труда. Планируется, что работать на ней будут 65 - 80 чело век, что немного для такого объема производства. И, что важно, в этот раз программа по обучению специалистов (и всей ротации кадров на комбинате) стартовала одновременно со всем проектом. Раньше она появлялась за месяц до пуска...
« Каждый год – прирастать, прирастать, прирастать»
- Какие еще проекты запланированы в Коряжме помимо новой БДМ?
- Кроме бумагоделательной машины, сюда входят: строительство нового завода по производству химически осажденного мела; перевод БДМ №5 с производства белых бумаг на производство флютинга (и мы станем абсолютным лидером в России по производству упаковочных материалов - картона и флютинга); работы по инфраструктуре комбината и работы, связанные с экологией. А это - строительство нового древесноподготовительного завода, который позволит из множества мелких потоков сделать один, самый большой и мощный в России. Это - строительство нового корьевого котла, благодаря чему удастся полностью утилизировать все кородревесные отходы и биологический ил, возникающий в результате очистки сточных вод. Это - модернизация СРК №6, после чего содорегенерация у нас будет соответствовать лучшим мировым стандартам. И, наконец, это - серьезная реконструкция станции биологической очистки промстоков. Пока это производство, отвечавшее нормам и стандартам 60-летней давности. И до 2014-го мы доведем его до нормального европейского уровня, и в разы сократим водопотребление из Вычегды и сбросы в нее. (Хотя - замечу - мы и сегодня укладываемся во все лимиты Росприроднадзора, что позволило резко снизить платежи за природопользование). Вот - крупными мазками то, что мы планируем.
В общем, если сравнивать 50-летний комбинат со старой квартирой, где все обветшало, то для капремонта желательно разрушить все до бетона, демонтировать окна, двери, сантехнику и только потом сделать «красиво»...
- Близко к этому сравнению: да, окна, двери, коммуникации, перекрытия, эстакады, крыши, дороги... Если проехаться по комбинату и оценить все строгим взглядом, то ряд производств - это уже видно - находится в явно аварийном состоянии. Что, впрочем, неудивительно: 50 лет интенсивнейшей эксплуатации - в агрессивных средах, в условиях сильной вибрации, при статических и динамических нагрузках... Они выведут из строя любой ресурс
- Не проще ли было построить новое производство?
- Проще. Но - дороже. И - с длинными остановами. А наша задача без остановки производства (как всегда!) сделать так, чтобы уже в следующем году выйти на миллион тонн товарной продукции, к 2014-му - на 1250 тысяч тонн. То есть каждый год мы должны прирастать, прирастать, прирастать... Задача сложная, но интересная - получить обновленное производство, сильно помолодевший комбинат, аналогов которому в России не будет ни по номенклатуре выпускаемой продукции, ни по объемам.
- Как вы думаете, почему другие предприятия не могут себе подобного позволить, хотя в ЦБП многие комбинаты примерно такого же уровня древности и давно требуют модернизации?
- Хороший вопрос.
- Наверное, напрашивается и уточняющий: могут ли чисто российские предприятия себе это позволить?
- Думаю, могут, но с большими натяжками. Окупаемость проектов в ЦБП (и в старые времена, и мировой практике) не самая высокая.
Где брать корпоративно лояльных
- Но и крупные компании не обходятся без проблем. Знаю, например, что вас беспокоит ситуация в Коряжме с кадрами...
- У нас складывается довольно интересная ситуация. Мы достаточно сильно обновили коллектив: средний возраст работающих сегодня - 38 лет, и это хороший задел на достаточно длинное будущее. Но при этом нет гарантий, что молодежь, быстро прошедшая ступени определенного мастерства, не начнет посматривать на сторону. Кроме того, быстрый рост говорит не только о желании, стремлении, амбициях работника, когда у него в хорошем смысле земля под ногами горит, но и о том, что он не побывал во всех возможных не штатных ситуациях, то есть не имеет того опыта, который, может быть, необходим. Чтобы, когда возникнет вопрос «что делать?», он мог спокойно ответить «делать надо вот это, у меня это было, я это знаю».
И третий момент. На комбинат в последние годы исчезла очередь. Когда-то мы говорили, что люди должны уйти в сферу обслуживания, в поддерживающий бизнес. Может быть, так и произошло. Но в итоге исчез выбор, что был у нас 10 лет назад. Подобная ситуация - не только в Коряжме. Здесь можно долго говорить о престиже той или иной профессии, о том, что все хотят получить высшее образование... Это проблема, обсуждавшаяся недавно на Госсовете, - всей страны. И, понимая, что государство не сможет решить ее в одночасье, мы начали помогать нашему техникуму в Коряжме, паралельно на комбинате создаем школу профессиональной преемственности. Установка такая: хочешь получить следующий разряд - пройди обучение и сдай экзамены. А не то, что «я вот такой хороший и красивый и давно работаю...»
- Есть ощущение, что вы еще чего-то не сделали?
- За три последних года, отработанных в составе Группы «Илим»», мы не уделяли должного внимания ни миссии компании, ни ее целям. Да, этому есть объективные причины: первый год ушел на становление и притирку; у нас оказались действительно разные формы и методы управления, и требовалось время, чтобы чему-то друг у друга научиться. Потом был кризис. Но при этом Группа «Илим» первой в ЦБП высунула нос из воды. И вообще в кризис сработала лучше многих. В России - так точно лучше всех. И теперь настало время решать те вопросы, что я назвал и что временно отодвигались на второй план. Руководство Группы «Илим» обсуждало эту тему в конце августа.
- Насколько мне известно, речь в том числе шла и об изменении формата отношений с профсоюзным комитетом...
- К сожалению, профком как организация, которая занимается воспитанием коллектива, эту функцию от себя отодвинул.
- Мне кажется, он никогда этим и не занимался, а только защищал (как умел) права работников.
- Но прав без обязанностей не бывает. Возьмем банальную ситуацию: все работают, а один без десяти восемь утра намылился домой. Он уже успел сдать смену, помылся, переоделся и дошел до проходной. Но если мы предоставляем человеку определенный пакет социальных льгот, то он должен взамен отдавать производству полноценный 8-часовой рабочий день. Однако привлечь профком к сотрудничеству в этом вопросе пока не удалось. Вот почему, когда мы говорим об идеологии, о формализованных целях, то вынуждены признать, что их у нас пока нет.
Про мотивации
- Как, по-вашему, должна звучать одна главная цель?
- Я, например, хочу видеть корпоративно лояльных и корпоративно преданных людей.
- Поняла.
- Но я пока не понял, как этого добиться.
- Но разве ответ не на поверхности: просто сделать достойной зарплату.
- Мы пробовали различные формы мотиваций персонала. Первая установка, которая стоит во главе угла, - бесплатным ничего не будет. Хочешь получать больше? Готовы платить больше, только давай определимся - за что. Например, спрашиваем: нужен пастух на каждом участке? Не нужен. Хорошо. Оставляем одного дежурного инженера производства. И формально он становится не технологом - администратором. Если, не дай бог, какая нестыковка - например большого производства со смежниками - или случается авария дежурный инженер-администратор вступает в действие. А часть прав делегируется рабочим. Так вот: на производстве сульфатной беленой целлюлозы это решение выстрелило: рабочие его восприняли нормально. Как и повышение ответственности, и соответственно - статуса и зарплаты. Старшие рабочие успешно управляют участком, успевают вести документацию, т.е. и продукцию выпускают, и сами себя контролируют.
На картонно-бумажном производстве тоже есть дежурный инженер, и есть рабочие, радостно воспринявшие повышение заработной платы. Но там совершенно не восприняли ответственность. Два разных результата.
- Чем вы это объясняете?
- Все зависит только от людей.
- Но, может быть, дело и в руководстве, которое не тех назначило проводниками ваших идей в цеха?
- Может быть, хотя у нас и с проводниками на сегодняшний день не очень богато. Маршал Жуков говорил: «Армией командую я и сержант». Мы тоже пытались вырастить плеяду сержантов из работников с высокими разрядами, людей с опытом и потенциалом. Их зарплата выросла. Остальным сказали: вот - планка. Старший варщик, допустим, получает больше 40 тысяч. Все в ваших руках, стремитесь. Но лишь единицы пошли делать себя. Потому что люди хотят просто повышения зарплаты. Так что даже в рамках одного комбината на разных участках решения могут быть разные.
Кто будет строить?
- В итоге, как я поняла, есть опасность, что на обновленном производстве не хватит «обновленных» специалистов...
- В этом году - впервые с момента моей работы на директорской должности (с 1999 года) комбинат получил такие большие средства, каких мы не видели никогда. Но, как выяснилось, Коряжма оказалась не то чтобы не готова к восприятию таких денег - пришлось приложить огромные усилия, чтобы вовремя все привезти, вовремя разместить заказы, в нужное время их получить... А потом, когда дело дошло до рук, оказалось, что рук, которые могут поставить, смонтировать, запустить, - не так и много.
- Это никак не связано с реформой техносервиса?
- Отчасти - да. Но техно-сервис в этой конструкции как раз показал наилучшие результаты. Его реформа предполагала в том числе отделить зерна от плевел. Уверен, у нас остались зерна. С ними проще. А вот с подрядчиками... Сегодня, по образному выражению нашего главного строителя, умеющие только держать лопату уже именуют себя строителями. К сожалению, мы не нашли способа в девяностые-двухтысячные сохранить в Коряжме трест, монтажные строительные организации. И сегодня Коряжмабуммонтаж - это уже не тот Коряжмабуммонтаж, который был 7-10 лет назад. Хотя надо отдать должное его руководителям: хорошо сохранили его вообще. Когда в Коряжму пойдут инвестиции, они быстро наберут форму.
- И строить БДМ будут свои?
- На тендер по строительству фундамента той же БДМ не придет ни одна коряжемская организация. Руководители, у которых есть, скажем, 30 рабочих, говорят: ребята, можем вам небольшой фундамент залить, связать арматуру или сваю забить... Поэтому будем привлекать к строительству архангельских специалистов. И это - проблема. Причем не только и не столько наша. Все-таки комбинат мы контролируем, он укомплектован штатом.
- Но и строители были у вас в штате...
- У нас был «Бумтехсервис». Но это - стенку покрасить, плитку положить, леса поставить, крышу починить... А мощного строительного подразделения на комбинате не было никогда. И теперь это реальная проблема. Абизнес-среда за пределами комбината дальше уровня кооперативов так и не развилась.
- Я правильно понимаю: вы надеялись, что толчок развитию этой среды даст выведение структурных подразделений за рамки предприятия?
- Надеялись, но в результате вернули все. Реформа техно-сервиса показала состоятельность и несостоятельность руководителей сервисов. Изначально было понимание, что в том или ином техно-сервисе численность избыточна и, чтобы поддерживать комбинат, достаточно, скажем, 70% этой численности. Поэтому, когда выводили лишних, сказали: вот этот объем работы мы тебе гарантируем, ты не умрешь с голоду, но попробуй заработать еще. И одни поначалу были достаточно успешны и смогли заработать на стороне. Но, заработав, разбазарили коллектив. Люди оттуда перешли в другие организации или создали собственный бизнес. Причем некоторые сейчас возвращаются на комбинат и вполне успешно работают.
Вторые ничего не заработали, но сохранили коллектив. Что немаловажно. И сейчас, вернувшись, тоже успешно работают. Третьи проявили просто чудеса изобретательности в принятии бизнес-решений, деловую хватку, проницательность и успели создать еще фирму, и еще фирму... И когда перед ними встал выбор - остаться в своем бизнесе или вернуться на комбинат, -они остались в своем бизнесе. Вошли во вкус. А четвертые сильно перепрофилировали свой бизнес, и у них получилось. Мы возвращали себе руководителей и работников из всех этих четырех категорий, но - лучших, тех, кто за два года самостоятельной работы доказал свою состоятельность.
- А два года назад многие считали, что их бросили на произвол судьбы...
- В свое время я на своей шкуре испытал все прелести развала и банкротства предприятия. И больше всего боюсь повторения того, что человек, который вчера еще был кому-то нужен, ходил на работу, старался хорошо делать свое дело, - что на следующий день он окажется не востребован. Главный вывод, который я тогда сделал, - работать так, чтобы никогда подобного не допустить. Несмотря на макроэкономические или, может, какие-то геополитические моменты. А выведенные и вернувшиеся прошли хорошую суровую, но жизненную школу, поэтому, надеюсь, стали нам соратниками и союзниками. Им есть теперь с чем сравнивать. А когда есть с чем сравнивать, человек выбирает то, что для него лучше.
- Тем не менее... Может быть, сейчас потому и нет очереди на комбинат, что люди боятся оказаться в тойже ситуации - быть «выведенными»... Жителей меньше в городе не стало, никаких новых производств не возникло... По формальным признакам - упал престиж предприятия...
- Соглашусь - упал. Когда наши родители начинали этот путь, для них сам факт переезда в город был признаком, который привязывал к комбинату. Новое же поколение в полной мере вкусило прелести хорошей жизни и больших возможностей, и, очевидно, им нужно то, чего мы предложить не можем.
- «Мы» - это комбинат или город?
- К сожалению, и комбинат, и город. И, к сожалению же, единства в этом вопросе у нас с городом нет. Он постоянно обвиняет нас в том, что от нас уходят люди. Мы парируем фактически тем же: что люди уходят, потому что нет для них в городе условий. Да, с 2006-го мы не строили жилье и, наверное, не будем строить. Но с 2011 то есть планы вкладывать определенные деньги в кредитование или в покупку жилья для наших работников. Надеюсь, это решение снимет часть проблем.
Риски
- Александр Анатольевич, в канун грандиозных перемен главными рисками вы назвали готовность-неготовность человеческих ресурсов и возможность-невозможность переварить большие вложения в производство...
- Эти - основные. Есть еще риск, нами не контролируемый, - возможный рост цен на нефть, газ, тарифы транспортников... Контролируемые - кадровая проблема и обеспечение лесом, ибо ситуация с ним тоже не самая лучшая. Во-первых, показал свою несостоятельность Лесной кодекс. Во-вторых, парадокс ситуации в том, что мы успешно работаем с лесозаготовителями в радиусе 200 километров: с ними есть и долгосрочные контракты, и различные формы сотрудничества, процесс здесь отлажен и наработан. Но мы не можем вырубить лес вокруг Коряжмы, ничего не оставив следующим поколениям. То есть, вроде бы, леса в Архангельской области достаточно, но если его везти по железной дороге с дальних плеч, за 400 км, то транспорт будет стоить больше, чем сам лес. Это не говорит о том, что мы мало платим лесозаготовителям. Они получают цену, которая их устраивает. Но столько, сколько мы отдаем за транспорт, очень не устраивает нас. То есть леса в области много, но нам его не хватает. Это связано еще и с гибелью многих лесных поселков в лихие 90-е и с отсутствием какой-либо политики и программы государства по строительству лесных дорог.
- Лесные пожары этого года ваши интересы как-то затронули?
- Да, хотя наши потери небольшие. Но лесные пожары вскрыли серьезные недоработки властей и лесхозов. В самый разгар пожаров лесники - котласские, вилегодские, ленские - сидели в Котласе. Им просто нечем было тушить. Арендаторы, всегда кричавшие, что они ответственные пользователи... Одни действительно бились за свой лес до последнего, а другие, увидев подступающий огонь, просто бросили все, вплоть до техники, и ушли. Так выяснилось, что лес, принадлежащий государству, тушить некому. По большому счету на юге Архангельской области бился с пожарами один «ИлимСеверЛес». Две недели августа мы не вели заготовку: выводили технику, рубили просеки, рассекали лесные пожары, чтобы не дать им соединиться. Был очень критичный момент, когда огонь удалось остановить всего в восьми километрах от Сорово. Директор «ИлимСеверЛеса» Федфебе-лев работал диспетчером: глава района звонил «горим, дай нам пару бульдозеров!» Федфебелев рулил: «Дам один, а дальше справляйся сам, вся техника ушла туда-то...» Самое обидное: кроме заготовки, мы сорвали в августе строительство дорог, и осенью нам это аукнется.
- По Лесному кодексу вы обязаны были тушить пожары?
- На наших арендованных участках - бесспорно. Но то же самое должны были делать и другие арендаторы, и государство. Но государство не делало этого вообще, арендаторы - выборочно.
- В связи с грядущими изменениями в Лесной кодекс вы готовите какие-то предложения?
- Назову два основных момента. Первый: на мой взгляд, должна существовать некая запретительная практика. Я понимаю, что в жару не прикажешь людям сидеть дома, но 5-6 новых очагов пожаров к концу каждых выходных - не слишком ли большая плата за чье-то удовольствие?
Второе. Есть некое лукавство и некая несправедливость между маленьким и большим лесопользователями. Маленький может раз в год менять вывеску. Взял участок, на котором впоследствии должен заняться лесовосстановлением, дела свои сделал и исчез. А вот за тем, как Группа «Илим» занимается лесовосстановлением, проверяющие следят пристально. Но мера ответственности должна быть одинаковой. А тем арендаторам, кто не в состоянии обиходить свой лес, не в состоянии гарантировать наличие пожарной техники, - надо просто не давать лес в аренду. А то в начале 90-х на правах аренды на 49 лет один арендатор в Ленском районе приобрел большие угодья и ничего там не делает. Когда же загорелось, мы за него его пожары тушили.
- Мы начали «за здравие» («станем номером один», «беспредентные инвестиции»), а кончаем «за упокой» - разговором про риски... Что все-таки делать с неконтролируемым ростом тарифов естественных монополий, с вашим беспокойством по поводу квалификации персонала и с возможной нехваткой леса?
- Решения по нашим рискам есть, и они подконтрольны. А если еще кому-то кажется, что беседа заканчивается «за упокой», пусть перечитают начало...
|
Дача в деревне, машина - и вы как в Америке живете
timda11.10.10 в 22.14
kirey04.10.10 в 14.11
Обновление 20.06.17 16:30 от bstyle
Обновление 01.03.15 21:38 от muxa
Обновление 10.05.14 23:58 от KaChalov
Обновление 28.04.14 10:54 от KaChalov
KaChalov:
В прошлом году жители нашего города отметили 40-летие легендарного Треста № 6. Конечно, повторить темпы строительства Коряжмы тех лет уже не удастся никому. И не нужно это. В те годы Коряжма росла, как 15-летний подросток. Сейчас необходимо поддерживать форму. И все шансы, что город не одрябнет, не захиреет есть.
29 июня 2015
29 июня 2015
KaChalov:
Решение суда наконец-то поставило точку в «деле о хозфекальной трубе», подтвердив, что все в том уже далеком 2008 году администрацией города и лично главой города было сделано правильно.
22 августа 2014