/ Новости / Экономика |
В конце июня Совет директоров ОАО «Группа «Илим» провел выездное заседание в Коряжме. По итогам заседания председатель Совета директоров Захар Смушкин дал интервью.
- Захар Давидович, Вы удовлетворены работой Совета директоров в Коряжме?
- По доброй традиции Совет директоров раз в год проводится на одном из наших комбинатов. И я полностью удовлетворен работой нынешнего, поскольку на этом заседании Совета принято решение о строительстве здесь новой фабрики по производству офсетных и мелованных бумаг. Проект обойдется приблизительно в $ 270 млн. По его завершению мы будем производить дополнительно чуть больше 200 тысяч тонн бумаг, из которых приблизительно треть - мелованная, остальная - офсетная. И это - основная новость сегодняшнего дня.
- Совет рассмотрел еще около 30 вопросов...
- Все остальные относятся к текущей деятельности. Кроме того, мы встретились с губернатором области Ильей Михальчуком. Как обычно, обменялись мнениями по некоторым вопросам, губернатор высказал свои пожелания, обсудили также вопросы, которые поднимаются на Совете по развитию лесного комплекса при первом заместителе председателя правительства РФ В.Зубкове (в состав которого мы с Ильей Михайловичем входим). На встрече с главой Коряжмы Валерием Елезовым обсудили городские вопросы. В частности, наболевший - по медицинскому центру.
- Как правило, проекты Группы «Илим» плотно согласуются с общественными интересами жителей области...
- Честно говоря, основной запрос губернатора - зарегистрировать филиал Группы «Илим» в Коряжме, или одно их наших предприятий на территории Архангельской области. Мы анализировали эту ситуацию, и пока выгода для Архангельской области нам неочевидна. Но мы договорились, что еще раз внимательно все изучим. Со своей стороны, считаем более перспективными наращивание налогооблагаемой базы, увеличение наших отчислений в бюджет региона. И в этом смысле новый проект в полной мере соответствует ожиданиям городской администрации и Архангельской области в целом. Во-первых, в регионе еще никто не производит такого вида бумаг. Во-вторых, мы закрыли здесь производство вискозной целлюлозы, и предполагалось, что работы лишатся около ста чело век, что вызывало негативные оценки. Но сейчас мы объявили о строительстве нового производства, и туда примем больше людей, и зарплата у них будет выше, потому что это сложное высокотехнологичное производство, и уровень профессиональной подготовки персонала обязан быть выше, чем на производстве вискозной целлюлозы. Налоговая база здесь будет расти еще и потому, что появятся еще предприятия, которые не стану пока анонсировать. Скажу только, что по Коряжме предусмотрен набор действий на пятилетнюю перспективу. Также мы обсудили с губернатором совместные действия по медицинскому центру. Договорились, что 30 миллионов совместно дадут город и область, 30 миллионов - «Илим» и 20 миллионов я вношу просто как физлицо. Таким образом, мы собираем 80 миллионов, необходимых на достройку.
- При этом есть и какие-то требования к местной власти?
- От местной власти мы хотим добиться двух вещей. Первое - избегать популизма, который, к сожалению, иногда прорывается. Очень легко выйти на площадь и сказать: «У людей маленькая зарплата». Да, она ни когда не бывает достаточной, зарплата всегда - компромисс который зависит от рынка и эффективности производства. Наша политика в отношении ценообразования и зарплаты публична
И второе - экономические от ношения: у города есть постоянная задолженность за энергоресурсы, которая должна сокращаться и быть погашена. Безусловно, это - вопрос эффективности управления городским хозяйством, и мы не собираемся навязывать каких-то решений. Но думаю, городу этим стоит заниматься более тщательно и профессионально. Коряжма должна стать привлекательным местом для бизнеса. Тогда и будет расти налоговая база, и пойдут новы поступления в бюджет.
И еще один момент - по стратегическому плану развития го рода. Думаем, к нему необходим! вернуться, ведь в Коряжме около 50 тысяч жителей, сюда едут и хотят ехать люди. Мы наращиваем здесь производство. И поэтом важно, чтобы у города был хотя бы бы пятилетний план развития Пусть не 15-летний, но хотя бы с каким-то горизонтом. Как есть план у комбината, так должен oн быть и у города. Мы, естественно, говорим об этом с главой и готовы оказать помощь в разработке такого плана.
- Как я понимаю, бизнес заинтересован и в жестких сроках окончания строительства медико-санитарной части...
- Абсолютно точно. У нас, в «Илиме», вообще невозможно некое перманентное строительство. Это, во-первых, всех раздражает, потому что из хорошего дела получается безверие. Во-вторых, «Илим» и я лично даем средства на определенных условиях. А если даем, вправе будем и спросить. Хотя бы: почему объект строится так долго? Поэтому будет подготовлен формализованный документ, в котором каждая сторона возьмет на себя некие обязательства. Наши - финансировать в определенном размере в такие-то сроки, обязанности администрации города - реализовать инвестиции и сдать в эксплуатацию в такие-то сроки. Думаю, этот документ и сама ситуация должны быть публичными.
- На экономическом форуме в Санкт-Петербурге, в работе которого Вы тоже недавно участвовали, прозвучала интересная фраза: «Мы находимся в середине начала конца кризиса». Но если бизнес вкладывается в развитие производства и социальной сферы, значит, кризис все-таки преодолевается...
- Во-первых, стоит разобраться, о каком кризисе речь. Коллеги на форуме сошлись, что, если кризис делить на две половины, то мы находимся во второй, ближе к концу. Некоторые это называют рецессией, которая, к счастью, не перешла в депрессию, и еще какое-то время - два или даже три года - она продлится. Но речь идет, в основном, о кризисе потребления. Экономика подпитывается банками, и эти средства тратятся в основном на приобретение новых активов. Дальше - через реализацию товаров - деньги должны возвращаться производителю. Так появляется оборотный капитал. Этот баланс, к сожалению, во время кризиса был нарушен и сейчас пока еще не восстановился в полном объеме.
В нашей отрасли мы видим выход не в увеличении мощности производства целлюлозы, картона (каких-то классических базовых товаров, которые, по сути, являются полуфабрикатами), а именно в производстве ритейлового продукта, который дойдет до конечного потребителя, будет этим потребителем куплен и, таким образом, вернет деньги в оборот. Речь - именно о бумаге потребительского формата А4, которая используется для ксероксов. Причем проект нацелен на российский рынок: объем его потребления достаточен для того, чтобы поглотить наш новый продукт.
...Получился развернутый ответ на вопрос, находимся ли мы в начале конца кризиса. И еще добавлю... Не хочу быть безответственным оптимистом и предсказывать, что с этого лета все будет в шоколаде. Но, думаю, что как раз за то время, что идет наше строительство, конец кризиса обозначится конкретнее.
- Решение Совета директоров о строительстве высокотехнологичной фабрики было принято после того, как Вы в составе делегации крупного российского бизнеса сопровождали президента России во время его визита в Америку. И вот официальное одобрение крупных инвестиций российско-американской компании...
- Тут нет прямой связи. Да, сейчас главный вектор, который предлагает президент, - модернизация. Причем, под нею подразумевается резкое продвижение высоких технологий. Ведь сложилась парадоксальная ситуация: в стране есть деньги. Мы занимаем третье-четвертое место в мире по валютным ресурсам. Но при этом качество жизни сильно не меняется. И это, естественно, никому не нравится. Поэтому совершенно очевидно: идя и дальше прежним путем, мы будем наращивать свое отставание, потому что высокие технологии потом придется просто покупать. То есть, разработчики будут жить на то, что мы станем зарабатывать. Это, естественно, никого не устраивает, это обидно, и это не достойно такой страны, как Россия.
Вот почему мы, создав в свое время совместное предприятие с InternationalPaper, давно выбрали для себя определенный сценарий - продвигаться от сырьевых полуфабрикатов, простых изделий, связанных с химической, механической переработкой древесины, к ритейлу. В этом направлении планомерно и движемся.
Кроме того, «Илим» начал большую работу с двумя базовыми питерскими институтами - Лесотехнической академией и Университетом растительных полимеров - с тем, чтобы на их базе с помощью наших ресурсов создать небольшое (может быть, сначала на 70-100 человек) наукоемкое подразделение: есть необходимость в создании внутренних наукоемких технологий.
А вообще модернизация - это начало долгой многолетней дороги. Но это осознанный выбор... Когда вы желаете ребенку хорошего будущего, вы ведь не ждете, что он, окончив институт, тут же получит Нобелевскую премию и поставит диплом на полку: «Вот, папа, я все сделал». Он наверняка пойдет дальше, и это займет время. Мне кажется, так и к будущему компании и страны нужно относиться - закладывать его нам, даже если результат в короткой перспективе не виден. Мы должны встать на этот путь и двигаться вперед в соответствии с теми стратегическими планами, которые мы разработали.
- В следующем году коряжемскому комбинату исполнится 50 лет. 15 из них Вы руководите его стратегией. Скажите, он для Вас просто актив или стал чем-то большим?
- На самом деле - это сложный вопрос. Красиво прозвучит, если я скажу «нет, не просто актив». Но, с другой стороны, уверяю вас, нельзя позволять себе относиться к комбинату как не просто к активу. Тогда возникнут какие-то сентиментальные, эмоциональные чувства. И бизнес перестает быть бизнесом. А на мой взгляд, никогда не надо переходить грань рациональности и прагматизма.
Вот выйду на пенсию, тогда и скажу, что это был не просто актив и т.д. А пока - да, это, безусловно, центральный актив компании, очень важный с различных точек зрения. В то же время отношение к нему с точки зрения эффективности точно такое же, как и к другим. Даже более требовательное - в виду того, что здесь больше потенциал. Это очевидно для нас.
- Я почему спросила... Мне показалось, Ваше заявление о личном участии в достройке медико-санитарной части - это и есть те эмоции, которые Вы сейчас пытаетесь скрыть...
- В какой-то степени вы правы, безусловно. Просто меня в этой ситуации, честно говоря, раздражало, что постоянно придумывались какие-то причины переноса сроков. Чего там не хватает? Вот. И достраивайте. Ну, невозможно же всю жизнь медцентр строить. Это как если бы мы сейчас начали строить буммашину и постоянно ее достраивали. Нам бы сказали: «Слушайте, давайте уже бумагу делать». А мы в ответ: «Сейчас, немножечко еще, чуть-чуть подработаем, и вот-вот она будет». Смешно... Тем более, что, повторяю, глава это обещал, и мы когда-то обещали. Значит, надо достраивать.
Обновление 20.06.17 16:30 от bstyle
Обновление 01.03.15 21:38 от muxa
Обновление 10.05.14 23:58 от KaChalov
Обновление 28.04.14 10:54 от KaChalov
KaChalov:
В прошлом году жители нашего города отметили 40-летие легендарного Треста № 6. Конечно, повторить темпы строительства Коряжмы тех лет уже не удастся никому. И не нужно это. В те годы Коряжма росла, как 15-летний подросток. Сейчас необходимо поддерживать форму. И все шансы, что город не одрябнет, не захиреет есть.
29 июня 2015
29 июня 2015
KaChalov:
Решение суда наконец-то поставило точку в «деле о хозфекальной трубе», подтвердив, что все в том уже далеком 2008 году администрацией города и лично главой города было сделано правильно.
22 августа 2014