/ Интервью / ЖКХ |
Разговор с директором управляющей компании «Атлант» Владимиром Белых начался с жалоб на погоду: ну, не идёт весна в наши края и всё тут! На что собеседник полушутя-полусерьёзно тут же предложил свой «рецепт» исправления ситуации: вернуться к прежнему, дореволюционному календарю!
Обратный отсчёт
А что, отсчитайте назад пару недель, которые были прибавлены при переходе с юлианского календаря («старого стиля») на григорианский как раз по нынешней погоде и выйдет.
А если серьезно, то речь с руководителем пошла о начавшейся ещё прошлой осенью беготне и нервотрёпке вокруг начисления и расчетов за так называемое общедомовое потребление коммунальных услуг. А «так называемое» оно потому, что, по мнению Владимира Белых, ОДН – это очень сомнительное понятие.
Вот сейчас к концу подходит отопительный сезон, и о чем будет болеть голова у коммунальщиков? Правильно – о повторяющихся ежегодно весной и осенью «перетопах». Опять будем жить круглосуточно при открытых настежь форточках и окнах, возмущаться не убывающими счетами за тепло, которое уже вроде и не нужно. В новых условиях вполне можно ожидать большого количества недовольных жильцов, которым не понравиться платить за повышенную температуру в квартирах, в которой они не нуждаются.
Однако серьезный специалист объяснит, что перегревы – это неизбежные издержки всего отопительного процесса.
– Отопительный сезон заканчивается в том случае, если в течение пяти дней среднесуточная температура воздуха держится не ниже +8 градусов, но обычно перестраховываются и ждут до +10. А дать команду отключить батареи раньше в условиях капризной весенней погоды, когда днём тепло, а ночью может ударить серьезный заморозок, невозможно, – объясняет Белых. – Город же не домашняя печка, которую когда захотел, затопил или загасил: система городского отопления – вещь инертная, в одночасье её ни разогнать, ни остановить невозможно.
Однако же известно, то есть автоматические тепловые узлы, которые имеют датчики, реагирующие на температуру наружного воздуха, а сам агрегат может регулировать подачу тепла в дом. Разве это не идеальное решение в борьбе за эффективное энергосбережение?
Однако и здесь не всё так просто. И проблема даже не в цене такого узла, который будет стоить дороже, а в том, что наши дома были построены ещё по таким проектам, в которых система равномерного распределения тепла между центром дома и его угловыми подъездами не предусмотрена. Ведь давно известно, что в крайних подъездах и квартирах всегда холоднее, чем в центральных (помните знаменитое «угловые квартиры и крайние подъезды не предлагать»?). Так что хотя автоматика упрощает и облегчает теплорегулировку, но тоже не является идеальным решением. Впрочем, в технике абсолютных выходов нет.
Две большие разницы
Возвращаясь к теме так называемых ОДН. Откуда такое критическое отношение к ним? Что это такое на самом деле? Когда мы убеждены, что переплачиваем за него, то сразу же возникает вопрос: а нормальная плата за общедомовое потребление – это сколько? Что такое «много» или «мало»?
И здесь Владимир Белых считает: то, что мы называем «одээном» на самом деле другое понятие и имеет иное содержание. Да, внешне всё вроде бы ясно – взяли данные общедомового счётчика, вычли из них показания индивидуальных приборов учета, вот вам и вся «арифметика». На деле же все оборачивается «алгеброй».
– То, что мы называем общедомовыми начислениями, действительно является разницей между показаниями общедомового счетчика и тем, что передают жильцы как показания своих приборов индивидуального потребления. А вот складывается эта разница из множества причин и факторов, многие из которых к действительно общим нуждам того или иного дома отношения вообще не имеют, – продолжает делать выводы собеседник.
И действительно, поленился или просто решил пропустить платеж человек – и вот его затраты уже ложатся расходами на весь «колхоз» как общедомовые.
– И это серьезная проблема, – говорит Белых. – Мы как-то собрали статистику и получилось, что в наших домах до двадцати процентов жильцов вовремя, а то и совсем, не передают показания индивидуальных приборов. Каждый пятый в доме! Получается, что общедомовым такое потребление можно назвать с большой натяжкой, разве только что в том смысле, что попользовались им все, а платит только часть сообщества, – делает вывод Белых. – Так что это скорее не потребление, а потребительство.
А возьмите тепло, – продолжает он. – У нас во многих этажах стоят по одной батарее, а где-то и просто такая труба согнута «калачом», так что действительные общедомовые расходы на обогрев минимальны. Вот и получается, что общедомовыми расходами мы «корректно» назвали совсем другую вещь, скрыв за ней множество самых разных расходов.
Понятно, что такой «чоховый» подход, когда в одну кучу свалены и реальные затраты дома, и потери в сетях, и недобросовестность соседей вызывает возмущение людей.
Вперёд, к безответственности?
– Недавно я вернулся из Москвы, где участвовал в семинаре, организованном Торгово-промышленной палатой России и посвященном предстоящим изменениям в законодательстве, касающимся сферы ЖКХ, – делится впечатлениями от поездки Белых. – И до этого знал о неполадках в законотворчестве этой отрасли, но что тут до такой степени все запутано и противоречиво…Сегодня можно подобрать практически любой документ, который бы отвечал тем или иным интересам, и всё будет в рамках закона. Поэтому когда сталкиваюсь с тем, что абсолютно одинаковые хозяйственные споры в жилищно-коммунальной сфере получают противоположные решения, то уже не удивляюсь.
Проблема усугубляется ещё и тем, что вместо того, чтобы провести тотальную ревизию законодательной базы, в неё встраивают все новые и новые, мягко говоря, не логичные нормы.
К примеру, предлагается исключить из обязанности жильцов самостоятельно передавать показания приборов учёта в управляющие компании. Это при той-то ситуации, когда часть людей этого и так не делает!
Можно было бы предположить, что законодатель, давая такую поблажку народу, одновременно усилил возможности управляющих компаний и коммунальщиков на этой позиции, дал эффективные инструменты контроля.
Но – нет: если, например, раньше проверять показания счетчиков УК могли раз в квартал, то теперь такой срок увеличен до полугода. В советское-то время, при всей нашей тогдашней коллективной сознательности, электрики приходили к нам с проверками каждый месяц, а квартплату высчитывали на работе, а тут, в условиях полностью атомизированного сознания большинства, разгула индивидуализма, когда каждый чаще за себя одного, чем за всех, что будет?
Хотя очевидно, что здравое решение лежит в другом направлении: при всеобщей установке приборов учёта каждый в доме должен быть заинтересован передавать их данные, чтобы платить только за свои коммунальные услуги. А в случае спора всегда иметь возможность доказать свою добросовестность, законопослушность и убедительно защитить свои права.
…Завершая встречу, ещё раз возвращаемся к оценке погоды, типа, «а может и правда с календарём, того, поменять»? Правда, с часовыми поясами дело как-то не вышло…
– Не стоит, – улыбается Белых. – Весна ведь всё равно пришла.
Валентин ИВАНОВ
«Инфо-проспект» №15 от 19 апреля
Теги: Управляющие компании ЖКХ
Обновление 20.06.17 16:30 от bstyle
Обновление 01.03.15 21:38 от muxa
Обновление 10.05.14 23:58 от KaChalov
Обновление 28.04.14 10:54 от KaChalov
KaChalov:
В прошлом году жители нашего города отметили 40-летие легендарного Треста № 6. Конечно, повторить темпы строительства Коряжмы тех лет уже не удастся никому. И не нужно это. В те годы Коряжма росла, как 15-летний подросток. Сейчас необходимо поддерживать форму. И все шансы, что город не одрябнет, не захиреет есть.
29 июня 2015
29 июня 2015
KaChalov:
Решение суда наконец-то поставило точку в «деле о хозфекальной трубе», подтвердив, что все в том уже далеком 2008 году администрацией города и лично главой города было сделано правильно.
22 августа 2014